Статьи

Интегральный Якутск

Выступление Анатолия Баляева, на международной конференции «ГОРОДА И ЛЮДИ: гражданские инициативы — формула взаимного доверия» 27-28 июня 2014 года, г. Якутск   Здравствуйте, уважаемые участники конференции! У каждого города есть индивидуальность. Они как люди — нравятся вам или не нравятся. Города бывают умными, деловыми, культурными, старыми, молодыми. В них или с ними вам бывает спокойно, бывает суетно или скучно, бывает равнодушно или страстно, бывает легко или трудно. От некоторых городов хочется сбежать, а в некоторых остаться навсегда. Города болеют и выздоравливают. Города растут, меняются — они взрослеют, становятся сильнее.     Пользуясь предоставленной возможностью участия в этой конференции, я хочу обратиться к Якутску как к городу живому, самобытному и развивающемуся. Я желаю тебе, Якутск, радости от освоения новых возможностей и в современных непростых условиях жизни я желаю тебе крепкого здоровья. Я хочу, чтобы ты стал ещё сильнее и ещё богаче. Учись новому, получай новые перспективы для развития. Постигай мудрость, твори красоту, становись настоящим произведением искусства и делись всем этим с людьми, живущими вместе с тобой! Вместе с Наталией Захаровой и командой из Якутска мы были в начале июня на Форуме живых городов в Ижевске. Вместе с другими лучшими городскими командами из Владивостока, Самары, Перми, Нижнего Новгорода и ещё целого ряда городов мы работали над решением самых конкретных практических задач по улучшению и развитию разных сторон жизни современных мегаполисов. И главная новость с этого Форума звучит так: города оживают! Одним из самых значимых событий июня лично для меня является заключение стратегического партнёрства между нашим Институтом национальных ценностей и Integral City Meshworks Inc, компанией, возглавляемой Мэрилин Хэмильтон. В некотором смысле, я сейчас являюсь голосом Мэрилин, поскольку теперь все темы, которые я,...

Интегральный подход для бизнеса

Многие недостатки организации бизнес-систем проистекают из недостатков современного подхода к образованию. В школе нас учили тому, что не существует ничего из того, что нельзя измерить линейкой, циркулем или другим точным инструментом. В результате в нас воспитывается т.н. объектное мышление, ориентированное на успех во внешнем мире и мы чрезвычайно мало уделяем внимания внутреннему пространству, сначала личному, а потом и корпоративному. Считается в порядке вещей, что если есть отличный офис, качественный продукт к реализации, когда наняты люди и им предоставлена оплата их труда и средства для их работы, это всё автоматически должно стать успешной системой, нацеленной на результат. Невнимание к внутренней глубинной мотивации персонала и непроработанность, спонтанность, неуправляемость корпоративной культуры часто не только тормозят развитие компании, но и превращают работу в маленький ад для каждого сотрудника, чувствующего себя именно таким — маленьким, не нужным и заменимым. Такой сотрудник относится к поставленным задачам как к бессмысленному рутинному труду, за неимоверные усилия по выполнению которого ему платят так тяжело заработанные деньги. Если вы не уделяете внимание корпоративной культуре, то люди, наполняющие и образующие собой создаваемую вами бизнес-систему, чувствует себя не значимым и не нужным, а их труд становится безрадостным и безынициативным. Может ли выполнять трудные задачи человеческое тело, органы, мышцы, кровеносные сосуды которого не отличаются блестящим здоровьем? Разве может быть сильной армия, наполненная изнутри пораженческими настроениями? Возможен ли успешный бизнес, опирающийся на людей, которые не наполнены обоснованным энтузиазмом и пониманием общей, единой, глубоко понятой и лично принятой цели? Кроме невнимания к корпоративной культуре и к культуре личностных взаимоотношений компании с внешним миром довольно часто приходит в запустение внутренний мир человека, всё это создавшего. Годами накопленная стрессовая усталость, игнорирование потребностей своей души в угоду...

Проектная работа школьников в области Форсайта новых территорий Москвы

В 2013 году Департамент образования правительства Москвы привлек столичные ВУЗы к мероприятиям по повышению квалификации школьников и учителей средних учебных заведений столицы по ряду направлений. В том числе, кафедре «Маркетинга и Форсайта» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского было предложено организовать проектно-исследовательскую работу школьников по определению перспектив развития новых территорий города Москвы на основе технологии Форсайт. Следует отметить, что ознакомление с элементами технологии Форсайта не входит, пока, в круг обязательных или факультативно изучаемых дисциплин в средних учебных заведениях.  Поэтому, на первом этапе данной работы, было организовано проведение ряда мастер-классов по ознакомлению учителей и школьников с новой для них технологией исследования будущего. При этом, для учителей, были специально организованы курсы повышения квалификации, на которых они осваивали элементы данной технологии под методическим руководством со стороны профессорско-преподавательского состава кафедры «Маркетинга и Форсайта», возглавляемой доктором экономических наук, профессором  Третьяком В.П. По итогам прохождения обучения, всем учителям, успешно освоившим программу обучения были вручены документы о повышении квалификации государственного образца. Но, самая сложная работа, проводилась со школьниками старших классов, которым было предложено выполнить проектные работы по применению технологии Форсайта для исследования перспектив развития новых территорий Москвы. В этой работе участвовали школьники средних образовательных школ № 29 (директор – Копылова Светлана Викторовна), 623 (директор — Халилулин Рушан Фатехович), 1995 (директор — Норенко Елена Ивановна), 2047 (директор -Кулаков Алексей Александрович), а также Православного лицея им. Серафима Саровского (директор — Кузнецов Игорь Анатольевич). В ходе этих работ со школьниками были проведены занятия, на которых они знакомились с сущностью технологии Форсайта, разновидностями Форсайта, ролями участников Форсайт-проектов, характеристиками основных методов Форсайта, организацией, правовым и информационным обеспечением Форсайта и рядом других тем раскрывающих возможности Форсайт- технологии. В результате, научными...

Экзамены детей — чем могут помочь родители?

Ежегодно ведутся жаркие дискуссии по поводу экзаменов в 9-х и 11-х классах. В Федеральной образовательной сети Юниум мы регулярно проводим исследования, в том числе  по различным аспектам сдачи ГИА и ЕГЭ. Результаты этих исследований мы публикуем в широкой прессе.  А в 2013 году я сама была мамой 11-классницы и пережила все этапы подготовки и выбора на  собственном опыте.  Если бы я «сдавала» со своим ребенком ЕГЭ в этом году, я бы подошла к процессу с большим знанием дела и внесла бы некоторые коррективы в свое поведение – было бы меньше  лишних  действий. Поэтому возникло желание донести результаты  исследований компании и собственного опыта до родителей тех детей, которые проходят подготовку к сдаче ГИА и ЕГЭ по нашим образовательным программам. Мы подготовили материалы и провели родительское собрание. Хочу поделиться этим опытом с коллегами. О чем мы рассказывали родителям? Сначала  мы рассказали родителям о тех результатах наших исследований, которые могут быть им полезны. 1. В одном из исследований школьников  спросили, как изменяется их досуг во время подготовки к экзаменам: 44% ребят сказали, что они не высыпаются и мало отдыхают. 2. Интересные результаты демонстрирует график  (ниже) по распределению времени — часов в неделю,  которое ребята тратят на подготовку к экзамену осенью и весной в сравнении. (Вопрос: Сколько времени ты тратишь на подготовку к экзамену? Ответы: Зеленые  столбцы  отражают  показатели осени,  желтые  –  показатели  весны). График демонстрирует перераспределение времени на подготовку к экзамену  в сторону значительного  увеличения   весной.   Если осенью 20% ребят  затрачивают на подготовку к экзамену до 11 часов, то весной таких ребят уже 30%. Также на 10% выросло число ребят, которые дополнительно готовятся к экзаменам по 11-16 и более 16 часов в...

Что такое ценности?

Что такое ценности? Определений тысячи, и чтобы не запутаться, давайте мы будем иметь в виду самые базовые представления. Ценности – это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Для человека ценности – значимые для него вещи, как в материальном, так и в духовном плане. Это то, что определяет хорошее или плохое отношение, что позволяет оценивать (придавать ценность, значимость) явлениям и процессам, происходящим вокруг. У людей, объединенных общей целью или продолжительное время находящихся в едином пространстве (например, в одном отделе или компании) формируются общие ценности. Широко распространилось мнение, что ценности в компании определяет первое лицо. Безусловно, человек (или группа основателей), создавший и развивавший компанию, вложил в идею бизнеса свои ценности. Но по мере роста компании первоначальная система ценностей обогащается (или засоряется, что тоже возможно) ценностями всех участвующих в жизнедеятельности компаний людей и групп. Поскольку ценности – это то, что невозможно «положить в тачку», т.е. они не поддаются непосредственному наблюдению и измерению (даже если некий список «Наши ценности» висит над главным входом в компанию или на корпоративном сайте), то у лидеров компании есть искушение не принимать их в расчет. Управление по целям закладывают в бизнес-процессы, а управление по ценностям – нет. На что это может повлиять? Например, сотрудники, дезориентированные относительно того, что на самом деле важно и ценно для развития компании, выполняют в лучшем случае только те обязанности, которые заложены в должностной инструкции и только на ту сумму, которую они получают в качестве зарплаты. Это в лучшем случае, а так они просто отбывают рабочие часы, но этого недостаточно, если компания переживает трудности в связи с изменением ситуации на рынке или совершает качественный скачок в развитии. А в настоящий момент...

Компания с большим сердцем

Компания с большим сердцем и такими же большими финансовыми результатами — «Осознанный капитализм» в действии Atlassian – это австралийская софтверная компания, которая живет, работает и играет  во имя благого дела и ценностей. Сотрудники в Atlassian существуют не только для того, чтобы обеспечивать качественное программное обеспечение корпоративным заказчикам в Австралии и во всем мире, но также чтобы помогать компаниям обмениваться информацией, выстраивать сотрудничество и помогать людям во всем мире жить более качественной, более осмысленной жизнью и иметь глубокие и качественные отношения. И, без сомнения, они заняты именно этим. Я бы хотел поблагодарить свою коллегу Аниту Кропачи из Leaders of Distinction, которая поделилась со мной этой чудесной историей об Atlassian, этой юной и яркой компании, которая заслуживает, чтобы о ней знали все. Вместе с Анитой в своей работе мы попробуем продемонстрировать деятельность дальновидных компаний, которые вносят огромный вклад в социальную осознанность и действие как ключевую часть своей бизнес-модели. Мы называем это R.O.I. + I. (Возврат на Инвестиции и Целостность). Это не только прекрасные работодатели и успешные бизнес-организации, но на переднем плане и в центре их стратегии (а не в качестве «довеска») находится их социальная ответственность. Эта и много подобных ей молодых компаний – свежая поросль бизнес-лидеров нового тысячелетия, которые приносят с собой более широкое глобальное видение, а не только смотрят на доходность своих компаний. А теперь история. Начиная с 2010 г. Atlassian выделил более 2,5 миллионов долларов в помощь женщинам в развивающихся странах, чтобы они получили доступ к образованию, вложив 100% от продаж программного обеспечения, которое поддерживает старт-апы и некоммерческие организации (компания выдает им лицензии на пользование пограммным обеспечением по цене ниже $10).  Поговорим о выигрыш-выигрыш-выигрыш-выигрыш. Ходят слухи, что Atlassian хочет достигать...

Эволюция лидера

Помните притчу про лягушку, которую медленно нагревают на огне и которая успешно превращается во французское лакомство, не замечая и поэтому не жалея об этом? Посмотрите вокруг — видите такие странные маленькие поднимающиеся кверху пузырьки? Это нас варит время. И оно сварило бы нас аккурат к старости в нормальном и спокойном режиме, если бы Богу не пришла в голову идея «прибавить огоньку» и посмотреть, что получится. Теперь уже становится заметно, как мир вокруг уплотняется, время сгущается, события происходят существенно быстрее, чем раньше. Наши отцы и деды бережно пользовались одним и тем же инструментом несколько десятилетий. А вы уже выбросили видеомагнитофон или он ещё пылится на полке вместе с кассетами? А сколько раз вам приходилось доучиваться в вашей профессии, чтобы только лишь оставаться на плаву? Тут напрашивается призыв: «Срочно все выпрыгиваем из кастрюльки!» Но вот вопрос — куда выпрыгивать, если вокруг кипит всё? Выходов, как обычно, два. Первый — нужно эволюционировать и вылезти на сушу, а второй — эволюционировать и научиться непринуждённо и с удовольствием плавать в замечательно тёпленькой водичке. Теперь выведем за скобку общий множитель — эволюцию — и продолжим разговор. Тут мы видим явным образом как недостаток, так и достоинство объяснить что-то при помощи метафоры. Достоинство в том, что вы в целом поняли, что хотел сказать автор, а недостаток в том, что мало кто хочет всерьёз и надолго чувствовать себя лягушкой-мутантом. А мы и не будем. Мы возьмём только идею эволюции, идею необходимейшей личностной трансформации для того, чтобы оставаться активной личностью внутри нового стремительного времени. Сегодня как никогда становится очевидным, что реальны в нашей жизни лишь изменения, любое постоянство иллюзорно. На наших глазах изменяется всё — подходы к образованию,...

Шведские ценнности в школе и дома

Швеция – небольшая страна, но вряд ли кто-нибудь назовет ее безликой. Есть аттрибуты, плотно закрепившиеся за Швецией в сознании людей, такие как «социальная защищенность», «равенство полов» и «отличное качество». Насколько объективен этот образ? Неужели он совсем не изменяется? Какие качества характеризуют современных шведов? Что они ценят? И еще – есть ли такое понятие как «национальные ценности Швеции» и, если есть, то как им «учатся» в обществе? Население современной Швеции почти на 30% состоит из иммигрантов первого и второго поколения – как же они становятся «шведами»? Кто и как участвует в формировании «шведских ценностей»? Швеция – небольшая страна в стремительно глобализирующемся мире, от ее репутации в мире зависит многое. Более 50% произведенных в стране товаров и услуг идет на экспорт – кто же будет делать бизнес с малоизвестным или непонятным партнером? И кто же будет слушать никакую страну с населением в девять миллионов на международных встречах, где обсуждаются судьбы стран и континентов? Швеция просто констатирует факт необходимости работать со своим имиджем за рубежом. И она делает это уже много лет, качественно и методично, «с умом» — как производит пылесосы «Электролюкс». И, похоже, успешно – в существующих индексах брэндов стран мира Швеция занимает приличные места. Это радует и одновременно показывает, что работа с имиджем страны за рубежом не является «потемкинскими деревнями», что мнение приезжих совпадает с желаемым образом. Результаты исследований Индекс Национальных Брендов 2012 г (Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM) ставит Швецию на 10е место среди 50 развитиых и развивающихся стран мира, оценивая по шести категориям – экспорт, управление, культура, люди, туризм, иммиграция/инвестиции. Пять наиболее привлекательных атрибутов, названных респондентами безотносительно страны, следующие:  «демократичная, открытая и справедливо относится к своим гражданам»  «хорошее...

Интегральное образование

Самим термином «интегральная психология» мы обязаны Индре Сену, ученику Шри Ауробиндо, который посредством него обозначал психологическую ветвь интегральной йоги. Но сегодня этот термин (как и некоторые другие, включающие в себя мем «интегральный», например, «интегральная наука», «интегральная политика», «интегральная модель космоса», «интегральная постметафизика» и т. д.) практически полностью монополизирован Кеном Уилбером, американским философом (и, возможно, теософом), основателем «Интегрального института», автором многочисленных книг и признанным экспертом в интегральном подходе[1]. Теория интегральной психологии Уилбера, вкратце описанная им в одноимённой книге[2], является синтетической теорией, обобщающей результаты многих научных исследований и религиозных изысканий — от концепций великой цепи бытия, спиральной динамики, тибетского и китайского буддизма до работ Руперта Шелдрейка, Жана Пиаже, Абрахама Маслоу, Эрика Эриксона, Лоуренса Колберга, Говарда Гарднера, Клэра Грейвза, Роберта Кигана и многих других. (Здесь, я считаю, крайне необходимо помнить о субъективности позиции самого Уилбера. А «ненаучное» местоимение «я» использовано мною с целью подчеркнуть субъективность (или, в других терминах, психологически-социально-культурную предзаданность) моей точки зрения (или, как говорит Р. А. Уилсон[3], вслед за Тимоти Лири, «туннеля реальности») в той же самой мере, что и точки зрения Уилбера. Поэтому в дальнейшем «я» употребляю именно это местоимение.) Интегральная теория Кена Уилбера — интересный феномен современной научной жизни, интересный не только как удачная «раскрутка идеи», но и как попытка сформулировать на (хотя бы приблизительно) научном языке некие законы мироздания, которые были неоднократно описаны на всем протяжении истории человечества в разных культурах. Кроме того, я считаю, что в современной российской ситуации общей разрозненности социальных структур и групп интегральный подход (не скалькированный, но освоенный и переосмысленный с учетом русской истории, традиции, культуры, религии[4]) мог бы стать своего рода комплексной социальной терапией, концептуальной площадкой, на которой будет создано новое общественное единство. Или, по крайней мере, дать некоторое «общее пространство видения»[5], основой которого будет представление о релятивности и нелинейном развитии — знаний, мироощущений, представлений и т. д. Что же касается интегрального образования, то для России эта тема как никогда актуальна, учитывая...

Интегральное воспитание

Секрет воспитания заключается не в том, что родители делают для ребенка, но, скорее, в том, кем они являются для него (1). Гордон Нейфельд Всю нашу жизнь мы вынуждены примирять такие противоположности, которые выглядят непримиримыми… Как можно одновременно соответствовать требованиям свободы и дисциплины в образовании? Бессчетное количество матерей и учителей как-то ухитряются, но никто не может четко определить, как они это делают. Они привносят в ситуацию силу, которая принадлежит более высокому уровню, где все противоположности превзойдены — силу любви… Разнонаправленные проблемы побуждают человека выходить за пределы самого себя; они требуют, и таким образом стимулируют поиск ресурсов на более высоком уровне, тем самым принося любовь, красоту, добродетель и истину в наши жизни. Только с помощью этих высших сил можно примирить противоположности в нашей ситуации. Эрнст Фридрих Шумахер Как справедливо замечает редактор русского издания «Интегральной психологии» Владимир Майков «Любая философская теория или модель (в том числе, модель Уилбера) основана на лингвистически порождаемых структурах понимания. Единственной альтернативой является передача духовной традиции как практики» (2). Уилбер и его последователи с этим согласны: «Единственным путем, приводящим к устойчивой трансформации, является ежедневная, продолжительная и выполняемая практика» (3). Поскольку вопрос создания интегральной практики для взрослых является подлинно сложным и комплексным и требует, по-хорошему, многих лет изучения и исследования, в своём эссе я хотела бы коснуться лишь одного аспекта (4) такой практики — интегрального воспитания детей. Хорошую трактовку понятия «интегральное воспитание» предлагает Мириам Мейсон Мартино в статье «Интегральный подход к воспитанию детей в возрасте до трех лет» (5). Каковы основные характеристики такого подхода с её точки зрения? 1. Интегральный подход к воспитанию подразумевает видение ребенка целостным существом — в единстве тела, разума, души и духа. Соответственно, для каждого...
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс